Новобранец «Food Centre-СумДУ» Денис Овсянников – о своей карьере, украинских и румынских арбитрах и предложении новичка элиты
После двух лет в Украину возвращается четырёхкратный чемпион страны – Денис Овсянников. В интервью – о своей карьере, украинских и румынских арбитрах и предложении новичка элиты.
– Денис, твой пример попадания в футзал после футбола очень характерен для украинского спорта. Расскажи, как тебе в 16 лет стукнуло изменить вид спорта?
– В футзал играть начал всё равно раньше, ещё со времён занятий в школе «Металлиста». Но это были изначально просто детские турниры, которые проводились больше как дополнение к футболу. А уже в десятом классе получил предложение испытать свои силы в «ЭХО». Сначала я съездил на чемпионат Украины возрастом старше, а уже в 11 классе целая группа игроков под руководством Василия Симонова и Александра Беспорочного готовилась к старту по своему году (1984 г.р.).
Как итог, турнир зимой мы выиграли, я и принял решение перейти окончательно в футзал. Я был невысокий, а у нас же в стране, кто выше-больше, тот и играет в футбол. Уже после школы подписал контракт с «Универ-ЭХО», и так началась моя профессиональная карьера.
– Тебе повезло провести часть карьеры при родных харьковских болельщиках. Как это ощущается на площадке?
– Конечно, дома играть всегда круто. Это в быту комфортно. Ты живёшь рядом с родными и близкими, а это играет важную роль. Да и в Харькове успешных футзалистов всегда знали и уважали, конечно, это приятно. Когда у «Локомотива» начались финансовые проблемы, все игроки очень сильно расстроились. Ещё за год до этого, когда «Укрзалізниця» отказалась финансировать клуб, мы все согласились на понижение зарплаты в среднем на 30-40%.
Потом же до последнего верили, что сейчас в таком большом городе найдётся человек, который любит спорт, успеет подхватить команду и оставить на плаву. Был ещё разговор с президентом, он прямо говорил, что шансы сохранить команду есть, но придётся ещё пойти на уступки. И где-то восемь игроков были готовы остаться. Но…
Помню ещё одну важную фразу президента: «Команда просто расформировывается. Клуб остаётся, мы будем работать, может, через год соберёмся». Как говорится, поломать – легко, а вот построить… Харьков по-прежнему остаётся без футзала высокого уровня. Хотя, скажу без преувеличений, если бы летом сказали, что в Харькове что-то будет, то вернулись бы почти все из того «Локомотива». Все со всеми держат контакт, списываемся, единственное что – не молодеем.
– Насколько я помню, ты одним из последних трудоустроился после распада «Локомотива». Всё же ждал, что клуб будет или на это были иные причины?
– До последнего ждал, что команда будет. А когда окончательно сказали, что нет, из всех предложений самым интересным и приемлемым был вариант с «Прогрессом».
– Российский этап карьеры можешь записать себе в актив?
– Да, конечно. Это был большой опыт. Соперники высочайшего уровня, крутая инфраструктура, каждый матч – как праздник. Мне понравилось, что там все команды играют сами и дают играть сопернику. В этом и отличие, например, от украинской Экстра-лиги, когда более слабая команда закрывается и редко переходит центр поля. Да, когда приходит пора плей-офф, то и футзал становится более рациональным и менее зрелищным, но высокую цену ошибки ж никто не отменял.
Такие большие клубы как, например, «Сибиряк» или «Газпром-ЮГРА» по ходу сезона вообще не расстраивались из-за каких-то неудач. Все знали, что будет плей-офф, и он расставит всех по местам. С командами своего уровня больше «под результат» действовали соперники, но всё равно не было действий на отбой.
Я очень рад, что играл в одном из самых сильных чемпионатов мира.
«Всё познаётся в сравнении: украинские арбитры – лучшие»
– Рядовые украинские поклонники футзала редко следят за чемпионатом Румынии, разве что в обзорах, когда речь идёт об украинцах заграницей. Расскажи всем нам, что такое румынский футзал, каков там уровень?
– Для меня изначально тоже вариант с Румынией был очень загадочный. Агент позвонил, предложил, а после расформирования «Прогресса» само собой нужно было искать новый клуб. И тут клуб, чемпион Румынии «Тимишоара», которая будет выступать в Лиге чемпионов. Конечно, не каждый год случается возможность сыграть в еврокубках. Плюс уровень игроков хороший, много легионеров.
– И что скажешь об их футзале?
– В прошедшем сезоне было три-четыре команды очень неплохого уровня. У каждой из них – по два-три сборника Румынии плюс неплохие легионеры. Раньше, как рассказывали, все сборники собирались в одном клубе и он всех «хлопал», сейчас ситуация изменилась.
– Сравни уровень с Экстра-лигой.
– В Румынии футзал более медленный. Все индивидуально сильные игроки, которые последние 10 лет одним составом играли за сборную, уже возрастные. А на смену никто не пришёл. Только в последние год-два начали думать о молодёжи, собирать сборные молодёжные и юношеские. Мало игроков среднего возраста. Из-за этого и приглашают легионеров, которых потом натурализуют.
– Есть ли в Румынии лимит на легионеров?
– В прошлом году можно было клубу иметь четырёх легионеров. Но, здесь важно учитывать, что жители стран ЕС там легионерами не считаются. Вот и получается, был я, Бондарь, серб Ракич, три испанца и бразилец с португальским паспортом. Грубо говоря, семь легионеров, по факту – три.
– Зачастую игроки, успевшие побыть в иностранных чемпионатах, рассказывают, что они там видели изнутри. Про российскую Суперлигу ты уже немного сказал, про Беларусь с Польшей многие и так знают. А вот как дела, например, с инфраструктурой, болельщиками и судейством в Румынии?
– С инфраструктурой в Румынии дела явно лучше. И сейчас в Экстра-лиге есть залы сомнительного качества, а там с этим проблем нет. Болельщики ходят, как и у нас. На важные матчи, на серию плей-офф – больше, на рядовые – меньше.
– Вход платный?
– На матчи «Империал Вет» – порядка 60-70 гривен, если переводить. На регулярный чемпионат приходило в среднем 500 болельщиков при общей вместительности зала около 2 тысяч. На плей-офф всегда трибуны были полны. И даже в выездных матчах, когда болели против тебя, всё равно приятно играть, видно, что люди пришли отдохнуть, получить удовольствие.
– Что с судейством?
– Не сказал, что прям выделяются как-то на фоне арбитров из других стран. Я не слышал, чтобы в Румынии «заносили» судьям, так, наверное, не принято. Может, это из-за проблем с языком я не в курсе (улыбается). Но, чтобы загоняли, – не помню. А так ошибаются в две стороны, в общем, всё как везде. Бывали просто у меня случаи, когда в составе сборной Украины ездил на чемпионат Европы. И там арбитр из Мальты, например, работал. Где Мальта, а где футзал? (улыбается). На чемпионате мира ещё хуже, однажды нас судил даже рефери из Соломоновых островов. Помню, все жаловались на украинских арбитров. А когда видишь всё в сравнении, то наши судьи – просто лучшие.
– И вот подходим к самому интересному. Насколько я знаю, ещё с зимы тебя «вёл» «Food Centre-СумДУ». Расскажи, как это было?
– Позвонил зимой президент клуба Игорь Петрович Черненко и говорит: «Денис, не хочешь помочь «Food Centre-СумДУ» выйти в Экстра-лигу?». Но тогда я вынужден был отказать.
Беседовал Владимир Лавский